Астрономия для всех

Нужна ли астрономия современным школьникам?

Наука о небесных телах была введена в программу Петром Первым. Все началось, когда в 1699 году в Москве по указу царя появилась Школа математических и навигацких наук (это не ошибка – так написано в указе). Это было первое учебное заведение в России, где преподавали астрономию. Специально для нее в 1692–1695 гг. построили Сухареву башню, где оснастили обсерваторию. С этого момента наука о небесных телах стала обязательной дисциплиной в технических учебных заведениях (для моряков, военных, инженеров, специалистов горного дела, учителей для других школ, архитекторов и пр.). В ХIХ веке в Российской империи астрономии («космографии») уделялось повышенное внимание, она преподавалась на высочайшем уровне. Обучение носило дифференцированный характер и интегрировалось с курсом физики. То, что астрономию в течение 100 лет изучали в средних учебных заведениях – уникальный факт в мировой педагогике.

В первые годы советской власти преподавание астрономии существенно ухудшилось. Но уже в конце 30-х годов эта наука вернула свои позиции. С 1932 года астрономия в Советском Союзе являлась самостоятельным предметом, в учебном плане на нее отводилось 35 часов. Изначально ее главное предназначение было идеологическим: формирование научного мировоззрения учащихся для борьбы с религиозными взглядами. 

Настоящий астрономический бум случился в СССР на рубеже 50–60-х гг. с началом космической эры. В 1980–90-е годы интерес к науке о небесных телах в образовательных структурах постепенно пошел на спад, она начала исчезать из школьных программ.

В постсоветской России в 1993 году астрономию окончательно убрали из списка обязательных предметов. То есть официально ее никто не запрещал. Она просто осталась на уровне вариативных дисциплин, которые могли включаться в учебный план на усмотрение школьной администрации и по желанию учащихся и их родителей. 

В большинстве школ дети получали лишь элементарные знания о космосе в начальной школе, на уроках по окружающему миру. Да еще осталось буквально полсотни посвященных астрономии страниц в учебнике по физике для старших классов. В частности, в разделе «Механика» движение небесных тел объяснялось с помощью законов механики, показывалось значение этих законов для развития космических исследований. В разделе «Квантовая физика, элементы астрофизики» школьники знакомились с Солнечной системой, звездами, происхождением и движением небесных тел, масштабами Вселенной, объяснением космических явлений через законы физики. В общем, для полноценного знакомства с предметом явно маловато.

Результаты такого пренебрежения к науке оказались весьма печальными. Согласно проведенному ВЦИОМ в 2011 году социологическому опросу, треть взрослых россиян (32 %) считали, что это именно Солнце вращается вокруг Земли.

Кроме того, 20 % россиян в 2011 году считали, что полный оборот Земля совершает вокруг Солнца всего за один месяц. Сложно в такое поверить, правда? И это в стране, которая первой запустила на орбиту искусственный спутник Земли и первой отправила человека в космос!

Важность астрономии для современного человечества.

Попытки вернуть интерес к астрономии не случайны и дело тут не в престиже, интерес экономический. На космических телах имеются запасы минералов, добыча которых на Земле сопряжена с большими сложностями. Наибольший интерес представляют редкоземельные минералы. А в области энергетики это запасы водорода и гелия-3, которые содержатся в основной лунной породе – риголите. Добыча водорода и гелия-3 из риголита весьма проста. Если водород можно получать и на Земле, то гелия-3 тут нет, а он будет необходим при освоении управляемого термоядерного синтеза.

Сейчас для выскоразвитых стран интерес представляют Луна и Марс. Современный исследовательский этап в скором времени перейдет в коммерческий. Наибольшую активность сейчас проявляют США, Япония и Китай, в догоняющих – Европейский союз, Китай, Индия, Израиль, Россия и другие. Илон Маск и другие предлагают начинать освоение космоса с Марса, на это есть свои соображения.

В качестве целей колонизации Марса называются следующие:

  • Создание постоянной базы для научных исследований самого Марса и его спутников, в перспективе — для изучения, а также, возможно, и колонизации пояса астероидов (в том числе добычи полезных ископаемых на них) и дальних планет Солнечной Системы.
  • Промышленная добыча ценных полезных ископаемых. С одной стороны, Марс может оказаться достаточно богат минеральными ресурсами, причём из-за отсутствия свободного кислорода в атмосфере возможно наличие на нём богатых месторождений самородных металлов: меди, железа, вольфрама, рения, урана, золота; и сама добыча этих элементов может проходить гораздо плодотворнее, чем на Земле, так как, например, благодаря отсутствию биосферы и высокому фону излучения можно широкомасштабно применять термоядерные заряды для вскрытия рудных тел. С другой стороны, на текущий момент стоимость доставки грузов и организации добычи в агрессивной среде настолько велика, что никакое богатство месторождений не обеспечит окупаемости добычи, по крайней мере быстрой.
  • Решение демографических проблем Земли.
  • Создание «Колыбели Человечества» на случай глобального катаклизма на Земле.

Илон Маск предлагает также проект Межпланетной Транспортной системы.

Этот проект предполагает создание многоразового космического транспорта для доставки людей на Марс с целью создания там в будущем самоподдерживающейся колонии. Система предполагает, что мощная первая ступень будет выводить на орбиту Земли вторую — собственно космический аппарат, затем возвращаться за счет реактивного приземления; отдельно будет выполняться в несколько этапов заправка топливом с помощью другого специального многоразового корабля. В момент, когда Земля и Марс будут расположены наиболее выгодным образом, заправленный и загруженный межпланетный корабль по быстрой полуэллиптической траектории будет отправляться к Марсу, после чего последует полёт длительностью в среднем 115 дней. При достижении Марса корабль спустится через атмосферу и приземлится с помощью реактивных двигателей. Спустя некоторое время, когда планеты снова выровняются, после заполнения баков произведённым на Марсе топливом, корабль сможет стартовать к Земле используя только собственные двигатели, без ракеты-носителя, с полезным грузом и экипажем. Такие рейсы будут повторяться многократно по мере строительства колонии.

Современное положение с астрономией в России.

Вернули астрономию в школьную программу в 2017, но только для выпускных классов (10 или 11 в зависимости от выбранного учебно-методического комплекта). В официальном учебном плане на изучение астрономии отводятся те же самые 35 часов, что и в советской школе. В выборе учебно-методического комплекта, по которому будут проходить занятия, решающее слово остается за учителем-предметником. Федеральный перечень учебников предлагает два основных пособия от разных издательств: «Дрофа» и «Просвещение».

«Просвещение» предлагает созданный буквально за несколько месяцев и явно сыроватый учебно-методический комплект В. М. Чаругина. Но основным все же считается учебник для 11-го класса «Астрономия. Базовый уровень» Б. А. Воронцова-Вельяминова и Е. К. Страута, изданный «Дрофой». Точнее, переизданный. Эту книгу Воронцов-Вельяминов написал еще для десятиклассников Советского Союза, и с тех пор она выдержала 17 переизданий. Но ведь наука не стоит на месте!

Также не все школы обладают достаточной материально-технической базой для знакомства учащихся с современным уровнем развития астрономии как науки. И, конечно, не все учебные заведения имеют в шаговой (или хотя бы транспортной) доступности планетарий. А ведь именно его рекомендуется посещать классу в течение учебного года для работы над некоторыми темами.

Вот только не учли бесполезность преподавания астрономии в выпускном классе. Как правило, интерес к астрономии, как и к любой другой дисциплине, закладывается до 13 — 14 лет, а выпускники думают уже о сугубо земных проблемах. Тем, кто заинтересовался астрономией в детстве, школьный курс бесполезен, они уже знают больше, чем написано в учебнике. Тем, кто не заинтересовался, также бесполезен, они, за редким исключением, уже не заинтересуются, так как большинство преподавателей и не стремятся заинтересовать, а лишь натаскивают на ЕГЭ.

А кто ведет новый (точнее, хорошо забытый старый) предмет? В подавляющем большинстве школ дипломированного астронома-предметника нет. Пока за дело взялись учителя физики: их предметные компетенции ближе всего к астрономическим вопросам. Вопросы по астрономии входят в список заданий контрольно–измерительных материалов (КИМ) ЕГЭ по физике. Отдельного ЕГЭ по астрономии вводить не планируется. Поскольку астрономия входит в число обязательных предметов по ФГОС, то оценка по ней идет в аттестат абсолютно всех одиннадцатиклассников. 

Мое предложение.

Я предлагаю материалы для offline самообразования по астрономии, которые будут интересны как школьникам любого возраста, так и взрослым. Перечислять их здесь я считаю излишним т.к. только лишь их перечисление занимает 46 страниц. Ссылка на файл Word здесь. Общий объем информации превышает 12 Гб.

Все материалы взяты в свободном доступе интернет и имеющие достаточно времени для их поиска могут ознакомиться с ними самостоятельно, благо названия материалов я предоставляю.

Вы можете выбрать из имеющегося комплекта только интересующие Вас материалы. Для этого скачайте файл с общим списком материалов, отметьте знаком + те из них, которые Вам интересны и вышлите полученный файл на uraspb@mail.ru.

Поставка осуществляется либо на DVD-дисках (емкостью до 4,48 Гб), либо через облако в интернет. Стоимость комплектования каждого диска – 200 рублей, при поставке на DVD-дисках добавляется стоимость пересылки. При пересылке материалов через облако стоимость определяется из расчета общего объема заказываемых материалов, деленные на 4,5 и округленные в большую сторону до ближайшего целого числа.

В общем, космос вновь становится притягательным и наша задача не опоздать на этот поезд.

***************************

Если Вам это интересно – регистрируйтесь в группе «Клуб ответственных родителей» vk.com/cluburaspb если Вы родитель или «Будь ПРОФИ» vk.com/cluburaspb2 если Вы школьник.

Если вы считаете, что данная статья может быть полезна вашим друзьям —  поделитесь ссылкой в социальных сетях.

Обновлено: 30.05.2021 — 07:51

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *