Экология 11 класс

Литература по экологии

Экологические игры. Экологические игры составлены для детей школьного возраста, педагогов и родителей. Разделы:
Экология растений
Экология животных
Охрана природы
Экология человека

Автор: Зверев А.Т. Издательство: Оникс 21 век, 2001 г. 56 стр. Формат: PDF, 31 Мб.

Экология. Описаны структура биосферы, закономерности существования и развития экосистем, взаимоотношения организма и среды, экология и здоровье человека, глобальные проблемы окружающей среды. Приведены подходы к моделированию экологических ситуаций и сценариев выхода из экологических кризисов.

Значительное внимание уделено основам экологического права, профессиональной ответственности, международному сотрудничеству в области охраны окружающей среды, экологическим принципам рационального использования природных ресурсов и охраны природы, а также элементам системы управления качеством окружающей среды и концепции устойчивого развития в социальной сфере. Содержатся сведения об антропогенном и естественном загрязнении окружающей среды, дается представление об инженерных методах и средствах защиты окружающей среды от техногенных воздействий.
Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям и специальностям техники и технологии, в особенности в области горно-добывающих отраслей, энергетики, химии и нефтехимии. Представляет интерес для исследователей проблем экологии, а также для руководителей и специалистов организаций и служб в области защиты окружающей среды, конструкторских и проектных учреждений.
Автор: Большаков В.Н., Качак В.В., Коберниченко В.Г. и др. Издательство: Логос, 2005 г. 504 стр. Формат: pdf, 18,7 Мб.

Школьная программа 11-го класса

1. Общие сведения

Видеоуроки базового уровня

Современная экология. Infourok, mp4, 05:01, 36 Мб.

Биосфера. Из этого урока вы узнаете о самой большой из известных живых систем – биосфере. Оказывается, что все живые существа нашей планеты (в том числе представители нашего вида) связаны друг с другом в едином потоке вещества и энергии. Так на границе трех сред возникает особая форма существования материи – жизнь. Одни живые организмы не могут существовать без других, и эти связи объединяют всех существ на планете в целостную систему. Каждый человек, как живое существо, тоже является частью биосферы и вносит свой вклад в круговорот веществ. Вы познакомитесь с понятиями биогенное, биокосное, косное и живое вещество. Узнаете, каких животных можно встретить на высоте во время полета по воздуху или во время глубинного погружения. Interneturok, mp4 09:06 + конспект doc, 30 Мб.

Организм и среда. Среда обитания. Экологические факторы. LifeBiology. webm. 11:19. 21 Мб.

Круговорот веществ в биосфере. Из этого урока вы узнаете о том, как миграция химических элементов объединяет в единое целое все многообразие живых организмов на Земле. Познакомитесь с основными путями миграции биогенных элементов – углерода, азота и кислорода, углубите свои знания о роли живого вещества в круговороте воды, поймете причины и механизмы функционирования биосферы, а также проникнете в смысл круговорота веществ и энергии в масштабах планеты. Interneturok, mp4 08:50 + конспект doc, 29 Мб.

Понятие продуктивности экосистем. Из этого урока вы узнаете о первичной и вторичной продукции экосистем, чем отличается валовая первичная продукция от чистой первичной продукции, а также выясните, какую долю солнечной энергии усваивают продуценты в процессе фотосинтеза. На уроке рассматривается понятие ФАР – фотосинтетическая радиация, от которой собственно и зависит продуктивность экосистем и биосферы в целом. Вы узнаете о структуре ФАР, связи температуры и урожая, а также продукции кислорода фотосинтетиками. Interneturok, mp4 09:08 + конспект doc, 26 Мб.

Основы экологии. Биоценоз. Interneturok, mp4 12:13, 121 Мб.

Смена биоценозов. Сукцессии. В оставленной без присмотра кастрюле с бульоном появятся и исчезнут одно за другим несколько сообществ микроорганизмов. Как это ни странно, но судьба забытого бульона подобна судьбе зарастающего болота. Неизменность и стабильность экосистем на самом деле иллюзия – на протяжении длительных периодов времени биоценозы эволюционируют, сменяя друг друга. Эта последовательная смена биоценозов называется сукцессией. Из урока вы узнаете о том, что представляет собой первичная и вторичная сукцессия, рассмотрите примеры сукцессии в цветочном горшке и на брошенном поле, выясните, какой биоценоз называют климаксным. Interneturok, mp4 09:52 + конспект doc, 28 Мб.

Видеоуроки профильного уровня

Экология I. Факторы. Первый урок из цикла «Экология» — про факторы окружающей среды, закон оптимума, лимитирующие факторы и принципы экологии. Гамбарян, mp4, 46:39, 136 Мб.

Экология II. Взаимодействие. Второй урок по Экологии, про взаимодействие живых организмов друг с другом. На примере покемонов. Хи-хи. Гамбарян, mp4, 25:28, 63 Мб.

Экология III – Сообщества. Гамбарян, mp4, 28:15, 84 Мб.

Экология IV – Законы и охрана окружающей среды. Последний урок по Экологии — в нем сначала про энергетику жизни, потом еще немного отдельных тем и, как финал, про то, с чем экологию обычно и ассоциируют (обычно неверно) — про охрану окружающей среды. Гамбарян, mp4, 54:10, 96 Мб.

Экология. Экологические факторы. Предмет, методы и задачи экологии. Экологические факторы. Телешкола, Рязанов А.Г. webm, 46:04, 116 Мб.

Интенсивная подготовка к ЕГЭ, демонстрационные материалы

1. Предмет, задачи и методы экологии

  • Обложка.jpg
  • Определение науки Экология.jpg
  • Объекты и задачи экологии.jpg
  • Типы экологических взаимодействий в природе.jpg
  • Взаимодействие человеческого общества и природы.jpg
  • Методы экологии. 2 карточки jpg

2. Зарождение и развитие экологии

  • Основоположники.jpg
  • Задачи экологии.jpg
  • Этапы развития экологии. 3 карточки jpg
  • Методы экологии.jpg
  • Живые системы.jpg
  • Экология — междисциплинарная наука.jpg
  • Экосистема. Основные компоненты.jpg
  • Основные среды жизни на планете.jpg
  • Классификация экологических факторов.jpg
  • Основные виды взаимодействия между видами.jpg
  • Комплексное действие эколошических фаторов.jpg
  • Типы питания живых организмов.jpg

Вопросы из ЕГЭ

  • Почему грибы необходимы для существования и поддержания жизни на Земле. Ярославцев, mp4, 01:02, 10 Мб.
  • О роли растений в историческом преобразовании биосферы. Ярославцев, mp4, 01:01, 10 Мб.
  • Последствия исчезновения всех организмов, кроме высших растений. Ярославцев, mp4, 02:01, 20 Мб.
  • Последовательность процессов, протекающих при зарастании скал. Ярославцев, mp4, 01:16, 13 Мб.
  • Последовательность процессов, вызывающих смену экосистем. Ярославцев, mp4, 02:31, 25 Мб.
  • Тест о светолюбивых и теневыносливых растениях. Ярославцев, mp4, 01:41, 17 Мб.
  • Причины превращения пресных водоемов в болото. Ярославцев, mp4, 01:36, 16 Мб.
  • Последовательность самовосстановления елового леса при вторичной сукцессии. Ярославцев, mp4, 01:09, 11 Мб.
  • Пирамиды численности в экологии могут быть обращенными. Ярославцев, mp4, 01:06, 11 Мб.
  • Роль трех функциональных групп в круговороте веществ биосферы. Ярославцев, mp4, 01:13, 13 Мб.
  • Признаки, характерные для природных биогеоценозов. Ярославцев, mp4, 01:34, 16 Мб.
  • Примеры паразитизма среди растений. Ярославцев, mp4, 01:14, 13 Мб.
  • Примеры симбиоза в экосистеме смешанного леса. Ярославцев, mp4, 01:25, 14 Мб.
  • Кривая толерантности и зоны в ней. Ярославцев, mp4, 00:55, 8 Мб.
  • Особенности воды как среды обитания. Ярославцев, mp4, 00:50, 10 Мб.
  • Анонс видеокурса по экологии. Ярославцев, mp4, 01:28, 15 Мб.

2. Экологические факторы

Видеоуроки базового уровня

Экологические факторы среды. InfoUrok, mp4, 03:21, 14 Мб.

Антропогенное воздействие на биосферу. InfoUrok, mp4, 04:41, 10 Мб.

Взаимодействие организма и среды. Экосистемы. Биогеоценозы. При помощи данного урока вы сможете разобраться в таких экологических понятиях, как «биоценоз», «экосистема», «биогеоценоз» и «биом», научитесь характеризовать простые и сложные надорганизменные живые системы. Узнаете о взаимосвязи организмов и среды, объединении популяций в биоценозы, о структуре биогеоценозов и экосистем, о взаимодействии живых систем, объединяющем биосферу в единое целое. Interneturok, mp4 07:13 + конспект doc, 21 Мб.

Абиотические факторы — температура и освещенность. Из этого урока вы узнаете о классификации факторов среды, познакомитесь с абиотическими факторами: температурой и освещенностью. Выясните, какие приспособления возникают у растений и животных в связи с необходимостью выживать при низких или высоких температурах, познакомитесь с такими экологическими группами животных, как психрофилы, термофилы и мезофилы. Кроме этого, вы узнаете о значении длины световой волны в жизни растений, о влиянии длительности и интенсивности излучения на распространение и жизненные циклы живых организмов. Узнаете, как ещё солнечный свет может влиять на нашу жизнь. Interneturok, mp4 10:06 + конспект doc, 31 Мб.

Абиотические факторы — влажность, химический состав, рельеф. С помощью этого урока вы сможете познакомиться с такими факторами неживой природы, как влажность воздуха и почвы, рельеф, химический состав среды обитания организмов. Узнаете, как животные и растения приспосабливаются к избытку и недостатку влаги. Познакомитесь с гигрофилами, мезофилами и ксерофилами среди растений и животных. Узнаете, как кислород влияет на разные группы живых организмов, выясните, кто такие аэробы и анаэробы. Познакомитесь со значением абиотических факторов в природе и жизни человека. Interneturok, mp4 08:45 + конспект doc, 28 Мб.

Устойчивость к факторам среды. Каждый живой организм, в том числе и человек, существует благодаря (и вопреки) совокупному воздействию на него объектов и явлений живой и неживой природы. Из этого урока вы узнаете об общих закономерностях действия факторов среды на живых существ, законе минимума Ю. Либиха, лимитирующих (ограничивающих) факторах. Вы выясните, что такое зона устойчивости, зона комфорта, зона нормальной жизнедеятельности и зона угнетения, а также узнаете, как различные факторы совместно влияют на живых существ и их сообщества. Interneturok, mp4 05:32 + конспект doc, 16 Мб.

Биотические факторы. Как вам известно, все живые организмы на Земле влияют друг на друга, и это влияние может принимать разные формы. Из этого урока вы узнаете о прямых и косвенных формах взаимного влияния живых организмов. Вы познакомитесь с трофическими (пищевыми), топическими (местоположение), форическими (перенос) и фабрическими (производство) биотическими связями и факторами. Выясните, что, в отличие от абиотических факторов, биотические факторы не имеют четкой зоны толерантности, потому что заключаются в негативном, позитивном или нейтральном взаимодействии живых существ друг на друга. Interneturok, mp4 05:12 + конспект doc, 15 Мб.

Биотические факторы. Негативные взаимоотношения между организмами. В ходе этого урока вы продолжите знакомство с биотическими факторами окружающей среды. Узнаете о том, что животные и растения не только могут быть средой обитания для других живых существ (например, организм матери – среда обитания плода), но и существенно влиять на выживаемость и распространение друг друга. Вы углубите знания о таких негативных биотических факторах, как конкуренция, хищничество, паразитизм. Выясните, чем отличаются разные виды конкуренции, рассмотрите примеры хищничества и паразитизма, познакомитесь с таким видом симбиоза, как аменсализм. Interneturok, mp4 05:18 + конспект doc, 23 Мб.

Биотические факторы. Позитивные отношения между организмами. В ходе этого урока вы продолжите знакомство с биотическими факторами среды и их значением в жизни разных существ. Будут рассмотрены позитивные взаимоотношения между живыми организмами: комменсализм, нахлебничество, квартиранство, энтойкия, симбиоз и мутуализм. Вы познакомитесь с удивительными примерами взаимовыгодных отношений представителей мира животных и растений. Узнаете о происхождении клеток эукариот путем симбиогенеза. Просмотрев урок, вы выясните, кто кому в природе друг, а кто враг. Interneturok, mp4 08:13 + конспект doc, 27 Мб.

Основные экологические факторы и их влияние на растения. Interneturok, mp4 15:34, 153 Мб.

Биотические факторы. Обобщение. Любые живые организмы, в том числе и мы с вами, постоянно взаимодействуют друг с другом. Живое существо одновременно находится в разнообразных отношениях с другими существами, выступая конкурентом, симбионтом или антибионтом. На предыдущих уроках вы рассмотрели различные взаимоотношения между живыми организмами как факторы среды. В этом уроке проводится обобщение знаний о биотических факторах среды. Рассматриваются положительные и отрицательные виды взаимодействия живых организмов. Вы сможете различать мутуализм и протокооперацию, сравнивать паразитизм, хищничество и аменсализм, познакомитесь с общими понятиями «антибиоз» и «нейтрализм». Interneturok, mp4 04:24 + конспект doc, 14 Мб.

Видеоуроки профильного уровня

Экологические факторы. Влажность. Современная гуманитарная академия. Flv, 21:41, 109 Мб.

Экологические факторы. Свет. Современная гуманитарная академия. Flv, 29:48, 146 Мб.

Экологические факторы. Семочкина Мария. mp4, 11:08, 115 Мб.

Экология. Экологические факторы. Повтор того, что в «1. Общие сведения». Телешкола, Резанов А.Г. webm, 46:04, 116 Мб.

Абиотические факторы. Свет и температура. Фотопериодизм. Сезонные явления в жизни организмов. Телешкола, Резанов А.Г. mp4, 47:17, 91 Мб.

Формы биотических связей. Влияние обитателей среды на здоровье человека. Телешкола, Резанов А.Г. mp4, 47:19, 242 Мб.

Интенсивная подготовка к ЕГЭ, демонстрационные материалы

1. Экологические факторы.

  • Обложка.jpg
  • Биотические, абиотические и антропогенные факторы. 2 карточки jpg
  • Биотические факторы.jpg
  • Абиотические факторы. 5 карточек jpg
  • Антропогенные факторы.jpg
  • Влияние деятельности человека на состояние экосистем.jpg
  • Стадии взаимных отношений человека и биосферы.jpg
  • Закон оптимума.jpg
  • Закон Либиха.jpg

2. Сезонные изменения в природе

  • Определение.jpg
  • Изучение сезонных явлений.jpg
  • Значение изучения сезонных явлений. 3 карточки jpg

Для домашнего просмотра

Как мы до этого додумались. 01. Чистота. BBC, mp4, 54:46, 317 Мб.

3. Защита природы

Видеоуроки базового уровня

Основные источники загрязнения атмосферного воздуха планеты. Факторы загрязнения атмосферы могут быть связаны как с естественными процессами, так и с деятельностью человека. Webm, 01:30, 4 Мб.

Поговорим о почве. Let’s Talk About Soil (Russian version). Этот анимационный фильм раскрывает реальное состояние почвенных ресурсов в мире. mp4, 05:24, 46 Мб.

Влияние загрязнений на живые организмы. Infourok, mp4, 09:35, 9 Мб.

Основы рационального природопользования. Infourok, mp4, 05:11, 10 Мб.

От кого нужно защищать природу. Биосфера и охрана природы. Infourok, mp4, 07:50, 54 Мб.

Видеоуроки профильного уровня

Глобальное изменение климата. Алексей Кокорин. Изменение климата — колебания климата Земли в целом или отдельных её регионов. Это фактически аудио-лекция. mp4, 43:38, 104 Мб.

Интенсивная подготовка к ЕГЭ, демонстрационные материалы

Деятельность человека

  • Ноосфера (В.И.Вернадский).jpg
  • Влияние человека на природу.jpg
  • Охрана окружающей среды.jpg

Загрязнение окружающей среды.

  • Обложка.jpg
  • Человек и окружающая среда. 4 карточки jpg
  • Загрязнение окружающей среды. 2 карточки jpg
  • Источники загрязнения атмосферы.jpg
  • Загрязнение водной среды. 5 карточек jpg
  • Загрязнение воздушной среды. 3 карточки jpg
  • Изменение климата. 4 карточки jpg
  • Система мероприятий по охране природы.jpg

Для домашнего просмотра

Мир природы. Ковчег сэра Аттенборо. Легендарный исследователь и документалист Дэвид Аттенборо предлагает обратить внимание на самые редкие виды животных, исчезновение которых, к сожалению, остается делом времени. Их особи давно уже пересчитаны учеными. Итак, кого же еще надо спасать от наступления цивилизации? Кого пригласить в новый Ковчег? Сэр Дэвид не забудет никого, даже маленькую лягушку Дарвина!

Оригинальное название: BBC: Natural World. Attenborough’s Ark. BBC. 2006 г. 00:59:00. Перевод: Любительский одноголосый.

Жестокость. Лоси. Слайд-фильм на песню Варламова. Исполняет детская группа «Улыбка». Также аудио-записи (+ -) этой песни. Формат: WMV, MP3. 102 Мб.

Радиоактивные волки Чернобыля. Съемки фильма проводились в условиях дикой природы белорусского Полесского радиационно-экологического заповедника — на территории, куда из-за сильного загрязнения радионуклидами доступ людей запрещен. По словам известного белорусского кинорежиссера-анималиста Игоря Бышнева, который наравне со специалистами трех крупнейших телеканалов Австрии, Германии и США полтора года переносил тяготы полевой работы в «зоне», в более экстремальных условиях снимать кино ему еще не доводилось. Однако этот почти часовой полнометражный фильм превзошел все ожидания и, уверен режиссер, заслужит достойную оценку зрителей многих стран.

Оригинальное название: Radioactive wolves. Выпущено: Nature, США. 2011 г. 00:52:56. Перевод: Профессиональный (одноголосный). Формат: MKV. Качество: HDTVRip. 1,45 Гб.

Экосистемы

Общие определения

Интенсивная подготовка к ЕГЭ, демонстрационные материалы

  • Определения.doc

Разнообразие экосистем

  • Оглавление.jpg
  • Сукцессия. 2 карточки jpg
  • Схема сукцессии.jpg
  • Закономерности экосистем.jpg
  • Агроценоз.jpg
  • Агроэкосистемы. 2 карточки jpg
  • Сравнение биогеоцеоза и агроценоза. 2 карточки jpg

Атмосфера и Биосфера

Видеоуроки профильного уровня

Учение В.И. Вернадского о биосфере. Круговороты биогенных элементов. Телешкола, Резанов А.Г. mp4. 44:25, 236 Мб.

Человек и биосфера. Телешкола, Резанов А.Г. mp4. 44:52, 114 Мб.

Глобальные проблемы биосферы. Сохранение равновесия. Телешкола, Резанов А.Г. mp4. 45:10, 114 Мб.

Интенсивная подготовка к ЕГЭ, демонстрационные материалы

1. Распределение Атмосфера — Биосфера

  • Атмосфера и биосфера.jpg Плакат, 0,03 Мб.
  • Биосфера.jpg Плакат, 0,03 Мб.
  • Вертикальный разрез через биосферу.jpg
  • Почвенные горизонты.jpg

2. Биосфера

  • Обложка.jpg
  • Определение. 2 карточки jpg
  • История учения о биосфере.jpg
  • Структура биосферы.jpg
  • Состав биосферы.jpg
  • Характерные черты биосферы.jpg
  • Основные компоненты биосферы.jpg
  • Типы веществ в биосфере.jpg
  • Живое и биогенное вещество.jpg
  • Биокосное и косное вещество.jpg
  • Функции живого вещества.jpg
  • Роль биосферы на Земле. 2 карточки jpg

3. Биомасса

  • Определения.jpg
  • Функции живого вещества.jpg
  • Биомасса.pdf
  • Живое вещество, его функции. 3 карточки jpg
  • Энергетическая и газовая функции.jpg
  • Окислительно-восстановительная и концентрационная функции.jpg
  • Свойства живого вещества.jpg
  • Функции живого вещества.jpg
  • Среды обитания.jpg
  • Биомы Земли.jpg
  • Площадь поверхности и годовая продуктивность экосистем Земли.jpg

4. Особенности распределения биомассы на Земле

  • Особенности распределения биомассы. 2 карточки jpg
  • Биологический круговорот. 2 карточки jpg

5. Круговорот химических веществ

  • Цикл углерода.doc
  • Восполнение ресурсов CO2 в процессе деятельности человека.jpg
  • Цикл азота.doc
  • Цикл серы.doc
  • Круговорот серы.jpg
  • Цикл фосфора.doc
  • Круговорот фосфора.jpg

6. Учение Вернадского о биосфере

  • Обложка.jpg
  • Биосфера по Вернадскому. 2 карточки jpg
  • Биосфера — глобальная экосистема. 3 карточки jpg
  • Биосфера и ноосфера. 5 карточек jpg
  • Формирование литосферы.jpg

Круговорот веществ в природе

Видеоуроки профильного уровня

Экосистема и биогеоценоз. Свойства экосистем. Круговорот веществ и энергии. Понятие об экосистеме. Свойства экосистем. Круговорот веществ и энергии. Телешкола, Резанов А.Г. mp4 47:32, 254 Мб.

Саморазвитие экосистем. Агроценоз. Поведение людей во время пожаров.mp4

Научно-популярные фильмы

После Смерти. Загадочная Наука Разложения. Разложение. Оно происходит всегда и со всеми. Мы стараемся не пускать эту силу в свою жизнь, но разложение одна из важнейших сил природы. Она свойственна всему живому. Что же мы увидим, ежели дадим разгуляться ему у нас в доме? Чтобы это узнать команда инженеров, ученых и техников воссоздали обычный дом в закрытом отсеке.

Оригинальное название: After Life. The Strange Science of Decay. BBC Scotland. Mp4, 01:25:20, 1159 Мб.

Интенсивная подготовка к ЕГЭ, демонстрационные материалы

1. Круговорот веществ и энергии в природе

  • Круговорот веществ в природе. 2 карточки jpg
  • Питание.jpg
  • Бесконечный круговорот.jpg
  • Продуценты и консументы.jpg
  • Редуценты.jpg
  • Пищевые цепи.jpg
  • Пищевые сети.jpg
  • Типы пищевых цепей.jpg
  • Экологические пирамиды.jpg
  • Типы пищевых пирамид. 2 карточки jpg

2. Круговорот химических элементов в природе

  • Обложка.jpg
  • Круговорот химических элементов.jpg
  • Круговорот воды. 3 карточки jpg
  • Круговорот углерода. 6 карточек jpg
  • Круговорот азота. 6 карточек jpg
  • Круговорот кислорода. 4 карточки jpg
  • Круговорот фосфора. 2 карточки jpg
  • Круговорот серы. 2 карточки jpg

Среда обитания

Видеоуроки базового уровня

Среда обитания организмов. Infourok, mp4, 08:18, 58 Мб.

Биосфера — среда жизни (Киевнаучфильм, 1980 год.). Рассказ про биосферу: экологическое равновесие. Глобальный характер экологического загрязнения. mp4, 18:22, 35 Мб, качество изображения ниже среднего.

Видеоуроки профильного уровня

Экологические последствия войн. Телешкола, Резанов А.Г. mp4. 46:32, 107 Мб.

Экология города. Телешкола, Резанов А.Г. mp4. 44:40, 113 Мб.

Природоохранная деятельность человека. Телешкола, Резанов А.Г. mp4. 46:03, 116 Мб.

Человек и живая природа. Экологические связи в системе Человек — Живая природа. Телешкола, Резанов А.Г. mp4. 46:03, 122 Мб.

Документальные фильмы

Болото Окефеноки. Есть в штате Джорджия, США, страшное место – болото Окефеноки (Okefenokee Swamp). Многие считают его не только самым ужасным местом Америки, но и всей Земли. Такую славу это место снискало благодаря своему непокорному нраву – было предпринято много попыток осушить и облагородить эти земли, но все тщетно. 

Мир Дикой Природы / Wild World, 1 сезон, 3 серия. Georgia Public Broadcasting, 2010. 26:55, 306 Мб.

Интенсивная подготовка к ЕГЭ, демонстрационные материалы

1. Основные среды жизни

  • Среды обитания живых организмов. 2 карточки jpg
  • Водная среда.jpg
  • Почвенная среда.jpg
  • Наземно-воздушная среда.jpg
  • Организменная среда.jpg

2. Биосфера и живое общество

  • Определения.jpg
  • Функции живого вещества.jpg
  • Биомы Земли.jpg

3. Почва и рельеф

  • Обложка.jpg
  • Почва. Определения.jpg
  • Почва. Свойства.jpg
  • Факторы, влияющие на образование почвы.jpg
  • Функция почвы.jpg
  • Рельеф.jpg
  • Почва и рельеф.jpg

Сообщества

Видеоуроки базового уровня

Структура популяций. Типы взаимодействия популяций разных видов. Infourok, mp4, 10:32, 76 Мб.

Сообщества живых организмов. С помощью данного урока вы узнаете, как могут быть связаны друг с другом популяции различных видов живых организмов, познакомитесь с основными характеристиками биологических сообществ, выясните, как видовая, топическая и трофическая характеристики влияют на устойчивость и эффективность сообщества живых организмов. Научитесь выделять и описывать трофические взаимодействия в экосистемах, использовать понятия «продуценты», «консументы», «редуценты». Полученные базовые представления из области экологии помогут вам лучше понимать законы природы. Interneturok, mp4 07:21 + конспект doc, 24 Мб.

Экологические сообщества. Структура сообщества. Infourok, mp4, 11:28, 52 Мб.

Экологические стратегии. Задумывались ли вы когда-нибудь, почему одни организмы оставляют многочисленное потомство, а другие дают жизнь всего нескольким особям? Оказывается, что количество потомков и забота о них – это часть экологической стратегии вида, которая шлифуется тысячелетиями эволюции и обеспечивает представителям этого вида успех в борьбе за существование. Из этого урока вы узнаете об особенностях кардинально разных программ размножения: R-стратегии и K-стратегии, о причинах их возникновения и закрепления в процессе эволюции. Interneturok, mp4 06:50 + конспект doc, 23 Мб.

Документальные фильмы

BBC: Мир природы. Мамы и детеныши. Вокруг него опасный мир. Для некоторых детство — это гонка вопреки времени. Для других годы нежной заботы и любви. Первые несколько дней решают все, пути назад нет, история уже началась. Детеныш не рождается полностью готовым к этой жизни, он ещё маленький и не сформировался полностью. Магическая связь матери и детеныша прослеживается на протяжении всего эволюционного пути, когда животные впервые познали друг друга. От сюда и начинается эта история…
Оригинальное название: BBC: The Natural World. Wild Mothers and Babies. Жанр: Документальный. Режиссер: Хью Кордей, Кэролайн Хокинс, Чарли амильтон-Джеймс. Ведущий Дэвид Аттенборо. Продолжительность: 00:51:54. Перевод: Профессиональный (одноголосный). Студия: BBC. 2009 г.
Кодек: XVID. Качество: SATRip. Видео: 640 x 480 (1.333) at 25.000 fps/AVI at 1739 Кбит/сек. Звук: MPEG Audio at 128 Кбит/сек/2 канала(ов), 48,0 КГц. 677 Мб.

Взаимоотношения между организмами

Видеоуроки базового уровня

Основные типы экологических взаимодействий. Infourok, mp4, 07:41, 16 Мб.

Комменсализм – Квартиранство. General Biology. Webm, 02:11, 14 Мб.

Нейтрализм. Фрагмент опыта из видеопособия «Биотические отношения». Серия «Общая биология». Первый образовательный канал. General Biology. Webm, 01:01, 5,5 Мб.

Видеоуроки профильного уровня

Типы биотических связей (симбиоз, коменсализм, хищничество). Данный урок посвящен основным типам взаимодействий живых организмов друг с другом. Aleksandra LernBiology, mp4, 06:21, 61 Мб

Ускоренная подготовка к ЕГЭ, демонстрационные материалы

Группы биотических взаимодействий:

  • 1. Организмы не влияют друг на друга (Нейтрализм)
  • 2. Взаимовыгодные связи (Симбиоз, протокооперация, мутуализм)
  • 3. Взаимновредные связи (Конкуренция)
  • 4. Связи нейтральны для одного организма и вредные для другого (Аменсализм)
  • 5. Связи полезные для одного организма и вредные для другого (Хищничество, паразитизм)
  • 6. Связи полезные для одного организма и нейтральные для другого (Комменсализм). Подразделяется на нахлебничество, сотрапезничество и квартиранство
  • 7. Связи вредные для одного организма и нейтральные для другого

Типы экологических взаимодействий

  • Обложка.jpg
  • Типы экологических взаимодействий.doc
  • Биотические связи.jpg
  • Абиотические факторы.jpg
  • Взаимосвязь компонентов экосистемы Аквариум.jpg

1. Нейтрализм

  • Биотические связи — Нейтрализм.jpg

2. Симбиоз

  • Симбиоз — Мутуализм. 2 карточки jpg
  • Симбиоз — Протокооперация.jpg

3. Конкуренция

  • Антибиоз. Конкуренция.jpg
  • Антибиоз.jpg

4. Аменсализм

5. Хищничество, паразитизм

  • Антибиоз. Хищничество.jpg
  • Хищничество. Определения.jpg
  • Антибиоз. Паразитизм.jpg
  • Определение паразитизма. 2 карточки jpg
  • Среда обитания паразитов.jpg
  • Классификация паразитов.jpg
  • Механизмы передачи паразита.jpg

6. Комменсализм

  • Биотические связи — Комменсализм.jpg
  • Биотические связи — Комменсализм.jpg
  • Сотрапезничество, нахлебничество.jpg
  • Квартиранство.jpg

4. Паразитизм

  • Обложка.jpg
  • Антибиоз. Паразитизм.jpg
  • Определение паразитизма. 2 карточки jpg
  • Среда обитания паразитов.jpg
  • Классификация паразитов.jpg
  • Механизмы передачи паразита.jpg

Экологические факторы

Ускоренная подготовка к ЕГЭ, демонстрационные материалы

  • Обложка.jpg
  • Экологические факторы.jpg
  • Абиотические и биотические факторы.jpg
  • Антропогенные факторы.jpg
  • Внутриведовые и межвидовые отношения.jpg
  • Адаптация.jpg
  • Максимальные, минимальные и оптимальные значения.jpg
  • Биологические ритмы и внешние факторы.jpg
  • Фотопериодизм.jpg
  • Круговорот жизни.jpg

Сукцессия — смена экосистемы

Видеоуроки базового уровня

Экологическая сукцессия. Infourok, mp4, 05:53, 11 Мб.

Ускоренная подготовка к ЕГЭ, демонстрационные материалы

  • Обложка.jpg
  • Саморазвитие, смена экосистем.jpg
  • Сукцессия — смена экосистемы.jpg
  • Виды сукцессий.jpg
  • Первичная сукцессия.jpg
  • Вторичная сукцессия.jpg
  • Фазы сукцессии.jpg
  • Продолжительность сукцессии.jpg
  • Изменения в экосистемах под влиянием человека.jpg
  • Устойчивость экосистемы.jpg
  • Агроэкосистемы.jpg
  • Смена сообществ при зарастании водоема.jpg

Экологическая ниша

Видеоуроки базового уровня

Экологическая ниша. Взаимодействие факторов среды. Из этого урока вы узнаете о важнейшем понятии современной биологии и экологии – «экологической нише». Познакомитесь с пространственной, поведенческой (фенологической) и временной характеристикой экологической ниши живого организма, рассмотрите правило конкурентного исключения видов с одинаковой экологической нишей, открытое русским ученым Г.Ф. Гаузе. Узнаете, какие факторы влияют на разнообразие экологических ниш в биогеоценозе. Выясните различие между фундаментальной и реализованной экологической нишей. Interneturok, mp4 09:11 + конспект doc, 30 Мб.

Местообитание и экологические ниши. Infourok, mp4, 05:14, 11 Мб.

Ускоренная подготовка к ЕГЭ, демонстрационные материалы

  • Обложка.jpg
  • Определение.jpg
  • Конкуренция.jpg
  • Разграничение экологических ниш. 2 карточки jpg
  • Фундаментальная и реализованная ниша.jpg

Естественные экосистемы

Учебные фильмы СССР:

Растительные сообщества. Центрнаучфильм, mp4, 18:14, 122 Мб.

Лес и его значение. mp4, 17:58, 129 Мб.

Искусственные экосистемы

Ускоренная подготовка к ЕГЭ, демонстрационные материалы

  • Агроценозы.jpg
  • Пестициды.jpg

Агроэкосистемы

Ускоренная подготовка к ЕГЭ, демонстрационные материалы

  • Обложка.jpg
  • Определения. 2 карточки jpg
  • Агроценоз.doc
  • Агроценозы.jpg
  • Сравнительная характеристика биогеоценозов и агроценозов.jpg

Популяции

Видеоуроки базового уровня

Основные экологические характеристики популяции. Динамика популяции. Infourok, mp4, 09:05, 19 Мб.

Популяции. Infourok, mp4, 11:53, 86 Мб.

Изолирующие механизмы. Infourok, mp4, 04:46, 33 Мб.

Видеоуроки профильного уровня

Изменчивость видов. KHAN Academy, mp4, 19:57, 39 Мб.

Ускоренная подготовка к ЕГЭ, демонстрационные материалы

  • Обложка.jpg
  • Определения. 2 карточки jpg
  • Характеристики популяции. 2 карточки jpg
  • Типы структур популяций.jpg
  • Типы популяций. 3 карточки jpg
  • Классификация организмов по величине ареала.jpg
  • Классификация организмов по способу питания.jpg
  • Типы распределения особей на территории.jpg
  • Типы распределения особей в пространстве.jpg
  • Динамика. 2 карточки jpg
  • Связи в биогеоценозе.jpg
  • Численность популяций.jpg
  • Регуляция динамики.jpg
  • Пирамиды.jpg
  • Взаимосвязь популяций.jpg

Биогеоценоз

Видеоуроки базового уровня

Биогеоценоз и биоценоз. Определение понятий. Презентация в виде фильма без звука. Webm, 01:11, 0,8 Мб.

Понятие о биогеоценозе и экосистеме. InternetUrok, mp4, 10:45, 30 Мб.

Развитие и смена биогеоценоза. InternetUrok, webm, 07:54, 23 Мб.

Экологическая структура биоценозов. Из этого урока вы узнаете о том, что все биоценозы Земли, несмотря на сложность и разнообразие, имеют сходную экологическую структуру. Вы сможете обобщить свои знания об основных живых компонентах экосистемы: продуцентах, консументах и редуцентах, познакомитесь с понятиями «фитофаги», «ксилофаги», «детритофаги», «копрофаги» и «ризофаги». Выясните, что эквивалентными бывают не только математические величины, но и виды живых существ. Узнаете о том, что сообщества живых организмов тесно связаны с образующими среду обитания видами – эдификаторами, без которых в корне меняется структура и состав биоценоза. Interneturok, mp4 10:29 + конспект doc, 30 Мб.

Трофические связи в биоценозе. На Земле нет такого места, где не существовала бы жизнь. В глубинах океана, в толще почвы, на вершинах гор, в песчаных и ледяных пустынях, даже в гейзерах и горячих источниках обитают живые организмы. Причем это не отдельные особи, а целые биоценозы, объединяющие несколько популяций живых организмов в единый поток вещества и энергии. Из этого урока вы узнаете, как передается энергия в экосистеме, что такое пищевые цепи и пищевые сети, познакомитесь с пирамидами численности, биомассы и энергии, выясните, по какому количественному закону в трофической пирамиде органическое вещество и энергия передаются на каждый следующий уровень. Научитесь сравнивать водные и наземные цепи питания. Interneturok, mp4 08:53 + конспект doc, 25 Мб.

Биогеоценоз водоема, его биотические и абиотические факторы. Растения и животные населяющие водоем распределяются в нем не равномерно. Каждый вид обитает в условиях к которым более приспособлен. Наиболее благоприятные условия создаются в прибрежной зоне. Обилие света, насыщенность кислородом, многочисленные водоросли- все это создает благоприятные условия. LifeBiology, webm, 01:40, 8 Мб.

Видеоуроки профильного уровня

Биогеоценоз (Вып. 15). Семочкина, mp4, 13:59, 177 Мб.

Биоценоз, биогеоценоз. KHAN Academy. Webm, 04:36, 4 Мб.

Интенсивная подготовка к ЕГЭ, демонстрационные материалы

1. Биогеоценоз

  • Схема.jpg
  • Определение биогеоценоза.jpg
  • Структура биогенеза.jpg
  • Компоненты биогенеза.jpg
  • Биотические компонеты.jpg
  • Динамическое равновесие.jpg
  • Агробиоценоз.jpg
  • Основные свойства биогеоценозов. 2 карточки jpg
  • Естественные и искусственные экосистемы. 8 карточек jpg

2. Экосистема (биогеоценоз), ее компоненты

  • Обложка.jpg
  • Определение экосистемы.jpg
  • Определение биогеоценоза.jpg
  • Биотический и абиотический компоненты.jpg
  • Продуценты, консументы, редуценты.jpg
  • Взаимосвязи компонентов.jpg
  • Пищевые цепи. 3 карточки jpg
  • Звенья пищевой цепи.jpg
  • Структура и динамика числености популяций.jpg

3. Сравнительная характеристика биогеоценозов и агроценозов

  • Обложка.jpg
  • Сравниваемые категории. 2 карточки jpg

Зональное распределение экосистем

Видеоуроки базового уровня

Основные биологические сообщества суши — тундра, лесотундра, хвойные леса. Из урока вы узнаете о крупнейших сообществах, захватывающих целую климатическую зону. Какой растительностью и фауной представлены эти сообщества. Какую площадь земной поверхности они занимают. Interneturok, mp4 05:51 + конспект doc, 19 Мб.

Основные биологические сообщества суши — широколиственные леса, степи. На этом уроке вы продолжите рассматривать основные биологические сообщества суши. Будут рассмотрены широколиственные леса и степи – колыбель евразийской цивилизации. Вы узнаете о том, какие виды животных и растений характерны для степи, как степь и лес изменились под влиянием человека, какие природные и антропогенные факторы способствуют наступлению леса на степь и степи на лес. Interneturok, mp4 06:54 + конспект doc, 22 Мб.

Основные биологические сообщества суши — саванны, пустыни, вечнозеленые леса. Данный урок завершает цикл описания биологических сообществ суши. Он посвящен таким наземным биомам, как саванны, пустыни и вечнозеленые экваториальные, тропические и субтропические леса. В ходе урока вы познакомитесь с основными почвенно-климатическими предпосылками формирования этих сообществ, с разнообразием их растительного и животного мира, узнаете о растениях и животных, населяющих данные биомы. Выясните роль человека в процессе опустынивания. Interneturok, mp4 06:11 + конспект doc, 19 Мб.

Для домашнего просмотра

Как устроена природа. На планете Земля обитает более десяти миллионов биологических видов. Но в одиночку им выжить не удастся. Все в жизни взаимосвязано.

1 серия: The Emerald Band / Джунгли
2 серия: The Secret of the Savannah / Пастбища
3 серия: The Magical Forest / Сезонные леса
4 серия: Waterworlds / Водный мир
Оригинальное название: Secrets of Our Living Planet. Выпущено: Великобритания, 2012 г. Продолжительность: 4×00:48:33. Озвучивание: Дублированное (одноголосое). Русский текст слышим плохо из-за более громкого английского. Формат: AVI (XviD). Качество: HDRip [рип с BluRay 1080p]. 2,94 Гб.

Интенсивная подготовка к ЕГЭ, демонстрационные материалы

  • Зональное распределение растительности экосистем. Плакат, jpg, 0,02 Мб.
  • Основные потоки энергии в экосистеме пустыни. Плакат-таблица, jpg, 0,02 Мб.
  • Основные потоки энергии в экосистеме саванны. Плакат-таблица, jpg, 0,02 Мб.
  • Основные потоки энергии в экосистеме смешанного леса. Плакат-таблица, jpg, 0,02 Мб.
  • Основные потоки энергии в экосистеме степи. Плакат-таблица, jpg, 0,02 Мб.
  • Основные потоки энергии в экосистеме тропического леса. Плакат-таблица, jpg, 0,02 Мб.
  • Основные потоки энергии в экосистеме тундры.jpg

Адаптации организмов

Видеоуроки профильного уровня

Саморазвитие экосистем — сукцессия. Агроценозы. Пожары. Телешкола, Резанов, mp4, 46:27, 118 Мб.

Интенсивная подготовка к ЕГЭ, демонстрационные материалы

Основные пути адаптации организма

  • Определение. 2 карточки jpg
  • Типы адаптаций организмов.jpg

Биологические ритмы

Интенсивная подготовка к ЕГЭ, демонстрационные материалы

Биологические ритмы организма

Определение.jpg

Биологические ритмы организма. 2 карточки jpg

Пищевые цепи

Видеоуроки базового уровня

Взаимосвязь организмов в сообществах. Пищевые цепи. Infourok, mp4, 08:03, 17 Мб.

Экологические пирамиды. Infourok, mp4, 04:35, 9 Мб.

Видеоуроки профильного уровня

Типы питания организмов. Aleksandra LernBiology, mp4 06:33, 109 Мб.

Задачи на экологическую пирамиду (цепи питания). В уроке приводится пример типичной задачи по экологи (из курса общая биология), которая может встретиться на экзаменах. Аналогичная задача может встретиться как в ЕГЭ, так и в ОГЭ (маловероятно). Aleksandra LernBiology, mp4 03:43, 35 Мб.

Задача на пищевую цепочку для ЕГЭ. Более сложная задача на пищевую цепочку. Aleksandra LernBiology, mp4 06:39, 66 Мб.

Интенсивная подготовка к ЕГЭ, демонстрационные материалы

  • Обложка.jpg
  • Первичная и вторичная продукция экосистемы.jpg
  • Пищевая цепь. 2 карточки jpg
  • Пастбищные цепи.jpg
  • Пищевые сети.jpg
  • Экологическая пирамида.jpg
  • Пищевые связи в экосистемах.jpg

Взаимодействие человека и природы

Видеоуроки базового уровня

Воздействие человека на природу в процессе становления общества. Из этого урока вы узнаете, как развивались отношения человека и природы в процессе биологической и социальной эволюции нашего вида. Древний человек, занимаясь охотой и собирательством, длительное время существовал в виде малочисленных племенных групп, но ситуация резко изменилась с освоением огня и новых методов огневой охоты. Благодаря несвойственной животным любви к огню и отсутствию страха перед ним, наши предки начали кардинально менять не только свой образ жизни, но и облик планеты. Вы выясните, как неолитическая революция далекой древности и промышленная революция нового времени изменили до неузнаваемости облик нашей планеты. Interneturok, mp4 06:58 + конспект doc, 20 Мб.

Природные ресурсы и их использование. Человек, создав культуру, тем не менее, не освободился от уз, которые связывают его с природой. Но развитие техники и активное использование природных ресурсов оказало в ХХ веке такое сильное воздействие на экосистемы Земли, что заставило людей задуматься о рациональном природопользовании не ради выгоды, а ради выживания. В ходе урока вы вспомните классификацию природных ресурсов, узнаете об основных проблемах, связанных с их использованием, об истории природопользования в доисторическое и историческое время. Познакомитесь с современными представлениями о рациональном использовании природных ресурсов. Interneturok, mp4 08:30 + конспект doc, 24 Мб.

Урбанизация и эволюция городов за 10000 лет. mp4 04:06, 64 Мб.

Последствия хозяйственной деятельности человека. Загрязнение воздуха. В последние сто лет хозяйственная деятельность человека часто приводит к выбросу в окружающую среду токсичных и опасных веществ. Из этого урока вы подробнее узнаете о таких губительных для всего живого на планете явлениях, как парниковый эффект, озоновые дыры, кислотные дожди и смог. Выясните, как хозяйственная деятельность человека связана с этой бедой и что необходимо делать каждому человеку, чтобы не воплотить в жизнь грустное предсказание Ж.-Б. Ламарка о том, что человечество уничтожит само себя и сделает Землю непригодной для жизни. Interneturok, mp4 06:23 + конспект doc, 20 Мб.

Загрязнение пресных вод и Мирового океана. Вода – колыбель жизни и основной компонент живых существ. Ни один живой организм не может обходиться без воды. Из этого урока вы узнаете о загрязнении воды бытовыми отходами, отходами промышленных и хозяйственных предприятий. Interneturok, mp4 09:19 + конспект doc, 28 Мб.

Антропогенные изменения почвы. Из этого урока вы узнаете о том, как хозяйственная деятельность человека влияла и влияет на почвы земного шара. Вы познакомитесь с работами отечественных ученых-почвоведов, в частности В.В. Докучаева, выясните причины засоления, опустынивания, также познакомитесь с методами профилактики и борьбы с водной и воздушной эрозией. Выясните, какие факторы обеспечивают плодородие почв, для чего почва нужна растениям, где в мире самые плодородные почвы. Interneturok, mp4 09:04 + конспект doc, 26 Мб.

Влияние человека на растительный и животный мир. Из этого урока вы узнаете, как на протяжении своего существования человек влиял на природу, истребляя виды животных и растений, уничтожая биоценозы, необратимо преобразуя ландшафты и весь облик планеты. Познакомитесь с прямым и косвенным влиянием человеческой деятельности на биоразнообразие живых существ. Выясните последствия такового влияния человека на природу. Interneturok, mp4 06:35 + конспект doc, 20 Мб.

Радиоактивное загрязнение биосферы. Из этого урока вы узнаете о радиоактивном загрязнении окружающей среды, о естественном радиационном фоне, вспомните изученные в курсе физики и химии типы радиоактивного излучения, выясните, какие бывают источники антропогенной радиации. Познакомитесь с теориями воздействия радиоактивного излучения на живые организмы, узнаете об их относительной устойчивости к радиации. Также на уроке речь пойдет о крупнейших авариях на атомных электростанциях и взрывах ядерных бомб. Interneturok, mp4 11:53 + конспект doc, 33 Мб.

Охрана природы и перспективы рационального природопользования. Из этого урока вы узнаете о причинах глобальных экологических кризисов, связанных с хозяйственной деятельностью человека. Познакомитесь с представлениями об охране природы и перспективах рационального природопользования, которое является безальтернативным путем развития современного человечества. Выясните, какие пути снижения антропогенного давления на природу сегодня актуальны, какие природные объекты и каким образом охраняются? Interneturok, mp4 05:39 + конспект doc, 16 Мб.

Использование человеком принципов организации растений и животных. Этот видеоурок посвящен теме «Использование человеком принципов организации растений и животных». На нем мы поговорим об одной из сторон практического применения биологии. Благодаря науке бионике многие природные решения, в основе которых лежат принципы организации растений и животных, стали использоваться человеком в инженерной практике. Interneturok, mp4 06:28 + конспект doc, 18 Мб.

Обобщение. Ноосфера. Представляем вашему вниманию видеоурок на тему «Обобщение. Ноосфера». Как мы уже знаем, человеческая деятельность оказывает заметное влияние на нашу природу. Необратимо изменяется состав атмосферы и гидросферы, происходит их химическое, термическое и шумовое загрязнение. Поэтому учеными был введен новый термин – «ноосфера». Так называют ту часть Земли, которую затронула человеческая деятельность. Interneturok, mp4 07:03 + конспект doc, 22 Мб.

Экологические акции

Гонка на вымирание

Каждый год, примерно один из миллиона биологических видов, вымирает в силу естественных причин. Но в течении ближайших десятилетий этот процесс будет происходить в тысячу раз быстрее по вине человека.

Биологическая история Земли насчитывает пять волн массовых вымираний, уничтожавших до трех четвертей населявших Землю живых существ. Причины этих вымираний каждый раз были разные, но ни одна из них не зависела от обитателей планеты.

Если мы перестанем покупать товары из вымирающих животных, их перестанут продавать. С тех пор как в Китае запустили кампанию против супа из акульих плавников, спрос на них упал на семьдесят процентов.

Фильм общества защиты океанов (Okeanos – foundation for the Sea)

Фонд помощи океанам и Discovery представляют. Выпущено 12.07.2017 ТК «Дискавери». Продолжительность: 00:52:48, 774 Мб.

Тестирование по экологии

100 тестов по ЭКОЛОГИИ. Подготовка к ЕГЭ. docx

**************

Условия комплектации и поставки смотрите на стартовой странице.

Если Вам это интересно – регистрируйтесь в группе «Клуб ответственных родителей» vk.com/cluburaspb если Вы родитель или «Будь ПРОФИ» vk.com/cluburaspb2 если Вы школьник.

Если вы считаете, что данная статья может быть полезна вашим друзьям —  поделитесь ссылкой в социальных сетях.

Обновлено: 03.10.2019 — 08:06

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *